-
Сура 9 "Покаяние" (91 аят)
«Нет греха на немощных, больных и тех, которые не находят средств на пожертвования, если они искренни перед Аллахом и Его Посланником. Нет оснований укорять творящих добро. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный»
Хадис
1725. (4996). Сообщается, что Фатима, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по секрету сообщил мне следующее: “(Обычно) Джибрил повторял со мной Коран (целиком один раз) каждый год, но, поистине, в этом году он повторил его со мной дважды, и я думаю, что это — не что иное, как (указание на то, что) срок мой уже близок”».
Придерживайся легкого и не создавай затруднений
Сообщается, что Абу Хурайра Абд ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Я слышал, как посланник (САС), сказал:
"Избегайте того, что я запретил вам, а из того, что я вам повелел, делайте, что можете, ибо, поистине, живших до вас погубило лишь то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками". (аль-Бухари и Муслим)
ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА
Как отмечали улемы, этот хадис столь важен и содержит в себе так много полезного, что это делает его заслуживающим запоминания и изучения.
Его важность состоит в том, что он направляет людей к неуклонному следованию шариату Всемогущего и Великого Аллаха. Каждое положение шариата является либо велением, либо запретом. Этот хадис служит указанием на необходимость точного и не допускающего ни излишеств, ни упущений соблюдения установлений, изложенных в Книге Аллаха Всевышнего, и сунне Его пророка, (САС).
ПОЧЕМУ ПРОРОК, (САС), СКАЗАЛ ТАК?
О причине, побудившей посланника Аллаха, (САС), произнести эти слова, говорится в другом хадисе.
В сборнике хадисов "Сунан" Ибн Маджа приводит сообщение Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что аль-Акра' бин Хабис спросил пророка, (САС),:
"О посланник Аллаха, хаджж (следует совершать) ежегодно или только один раз?"
- на что он ответил:
"Нет, один раз, а для того, кто сможет (совершить его больше), это будет добровольным(хаджжем)".
В том хадисе, который приводит Абу Дауд, сообщается, чтo пророк, (САС), сказал:
".. .а кто совершит (хаджж) больше (одного раза, сделает это) по своей воле".
А в "Мустадраке" аль-Хакима сообщается, что пророк, (САС), сказал:
"... а кто захочет, пусть делает это добровольно".
Сообщается также, что это было во время прощального паломничества, когда посланник Аллаха, (САС), находившийся среди людей, обратился к ним с проповедью, разъясняя им, в чём именно состоят особенности их религии, и указывая им на то, что входит в обязанности мусульман.
ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ
1. Избегайте того, что я запретил вам
Что касается запрещений, то в Книге Аллаха Всевышнего сунне Его посланника, (САС), об этом говорится в разных значениях. В данном случае речь идёт об одном из двух значений, которые в основном используются улемами для указания на запретность чего-либо, а именно:
о полном запрете (тахрим) того или иного действия и нежелательности (кяраха) его совершения!
- a - Запрещение в значении полного запрета
- б - Запрещение в смысле нежелательности совершения того или иного действия
2. Необходимость делает запретное дозволенным
Аллах Всевышний сказал:
"Если же кто-то окажется вынужденным (съесть это), не желая (запретного как такового) и не преступая (установленные границ), то не будет на нём греха. Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный." (Корова. 173)
Улемы и разработали один из принципов фикха:
"Необходимость делает запретное дозволенным ".
Так же они сформулировали принцип, который гласит:
"Пределы необходимости определяются её степенью".
В основе лежат слова Всевышнего:
"...не желая (запретного как такового) и не преступая (установленных границ)..." (корова, 173.)
Вынужденный обнажаться перед врачом должен открывать лишь те места, которые причиняют ему боль и которые врачу необходимо осмотреть. Точно также женщина, нуждающаяся в лечении, не должна обращаться к врачу-мужчине, если можно пойти к врачу-женщине, которая в состоянии сделать то же самое, избавив её от необходимости лечиться у мужчины.
Ещё один принцип фикха гласит:
"Устранению вредного отдается предпочтение перед привлечением полезного ".
Например, если человек поддерживает отношения с какими-нибудь людьми, это не значит, что он вынужден сидеть с ними за столом, на котором есть вино, и замалчивать их достойные порицания поступки;
3. Неуклонное выполнение велений (виды велений и неуклонное выполнение того, что велено делать)
В основе понятия "веление" лежит требование и "веление" имеет два основных значения, а именно: вменение в обязанность и побуждение. Именно этот смысл и вкладывал в свои слова пророк, (САС), сказавший:".. .а из того, что я повелел вам..."Здесь имеется в виду либо веление, обязательное к исполнению, либо веление, подразумевающее собой побуждение.
- a - Веление, обязательное к исполнению(ваджиб).
- б - Веление, подразумевающее собой побуждение(рекомендация).
4. Трудности приводят к облегчению
Суть данного принципа состоит в том, что возникающие трудности становятся причиной облегчения в том случае, когда мусульманин оказывается в таких обстоятельствах, которые затрудняют выполнение возложенных на него шариатом обязанностей в полном объёме или создают трудности при условии неуклонного их выполнения.
Многие могут подумать, что малейшее затруднение уже освобождает людей от выполнения религиозных обязанностей и оправдывает собой прекращение выполнения ими этих обязанностей. Этим часто прикрываются люди, не уделяющие Религии должного внимания и использующие подобные вещи как предлог для несоблюдения установлений шариата Всемогущего и Великого Аллаха. Поэтому улемы разъяснили нам, какими бывают виды трудностей.
- 1 - Так, например, никто не имеет права нарушать пост в течение рамадана из-за сильного чувства голода; никто не имеет права отказываться от побуждения других к одобряемому шариатом и удержания от порицаемого им из опасений перед тем, что за это люди могут нанести ему обиду или отвергнуть его слова и так далее. Если бы подобные вещи являлись основанием для облегчения, то не существовало бы ни обязанностей, ни установлений шариата, а рабы Аллаха не получили бы никакой пользы ни в мире этом, ни в мире вечном.
- 2 - Существуют трудности и иного рода. Они не проистекают из самой природы той или иной обязанности, это неожиданные и случайные трудности.
5. Лёгкое не отменяется трудным.
Это также является одним из принципов фикха, который был извлечён факихами из данного хадиса.
ас-Суйути пишет: Ибн ас-Субки сказал:
"Этот принцип относится к числу известнейших принципов, извлечённых из слов пророка, (САС), который сказал:"..(если) я повелел вам что-либо, то делайте из этого, что можете..."
Если человек способен изменить что-либо порицаемое шариатом полностью или хотя бы в какой-то мере, он обязан сделать это.
"Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что по силам ей". ("Корова", 286.)
Из этого следует, что мусульманин может подчиниться Аллаху полностью только с помощью отстранения от всего запрещаемого Им и выполнения всех Его велений, ведь Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:
"Берите же то, что принёс вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил." ("собрание" 7.)
Что же касается мусульманина, не исполняющего некоторых велений Аллаха, или совершающего что-нибудь из запрещённого Им, то он подчиняется велениям и запретам не полностью, и его можно назвать неповинующимся или же поступающим наперекор велениям шариата.
Мусульманин призывается к подражанию посланнику Аллаха (САС), во всём за исключением того, что касается одного только посланника, ибо Аллах Всевышний сказал:
"Посланник Аллаха (являет собой) прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на Последний день, поминает Аллаха часто." ("сонмы" 21.)
В свете всего вышеизложенного и следует понимать словa посланника Аллаха (САС), сказавшего: ".. .а из того, что вам было велено, делайте, что можете..."
То же самое относится и к другим словам Аллаха Всевышнего:
"Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших, слушайте и повинуйтесь." ("Взаимный обман", 16)
И тот же смысл имеют другие слова пророка, (САС), сказавшего:
"Поистине, вы никогда не сможете и никогда не будете делать всё то, что я повелел вам, но (по крайней мере) стремитесь к правильному и радуйтесь ". (Ахмад, абу Дауд.)
Это значит: занимаясь своими делами, стремитесь к правильности и прямоте. Что же касается правильности, то под ней подразумевается умеренность и отсутствие отклонений, не допускающие ни излишеств, ни упущений.
6. Настойчивый призыв к отказу от запретного и искоренению вредоносного
Посланник Аллаха, (САС), сказал:
"Остерегайся запретного, и не будет тебе равных в поклоне." (Ат-Тирмизи.)
Передают, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
"Пусть прекратит совершать грехи тот, кто хочет опередить усердного в поклонении ".
Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими сказал:
"Поистине, отвергнуть один запретный динар лучше, чем потратить сто тысяч на пути Аллаха ".
Значит, Отказ от совершения грехов предпочтительнее исполнения религиозных обязанностей. Это не означает, что мусульманин может выполнять свои религиозные обязанности спустя рукава. Подобное может понравиться только отдельным слабодушным людям с больными сердцами, которые пренебрегают шариатом Всемогущего и Великого Аллаха, не выполняют ничего из своих обязанностей.Позиция таких и им подобных людей является отклонением от пути правильного руководства и искажением таких понятий как ислам и поведение мусульманина.
7. Устранению вредоносного отдаётся предпочтение перед привлечением полезного
Объясняется это тем, что скорость распространения пагубного и оказания им своего воздействия на всё окружающее сравнима со скоростью распространения пожара, охватывающего собой сухую траву. Ввиду этого проявление мудрости и благоразумия будет состоять в том, чтобы воспрепятствовать появлению пагубного, даже если вследствие этого придётся лишиться полезного или получить пользу с опозданием.