• Сура 11 "Худ" (114 аят)


    «Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния»

    Хадис


    Уничтожение изображений. 1913. (7559). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: “А кто более несправедлив, чем тот, кто пытался создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они зёрнышко, пусть создадут они муравья!”» В другой версии этого хадиса сказано также: «…пусть создадут они ячменное зерно!».

    Статистика Яндекс



    Яндекс.Метрика

Побуждение к совершению благих дел

Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать нас: чьи дела окажутся лучше? Он помогает вершить благие дела, кому пожелает, если видит в человеке искренность намерения и любовь к добру, и оставляет без помощи тех, кто отворачивается от поминания Его и проявляет высокомерие, не желая повиноваться Ему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад— Его раб и Посланник, который указал своей общине на всё, в чём благо для неё, и предостерёг её от всего, в чём зло для неё. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал за ними в благодеянии.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и смотрите на свои дела и намерения, ибо они — причина вашего счастья или несчастья, потому что Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваше имущество, а смотрит на ваши сердца и дела, и знайте, что воздаяние соответствует делам, и как осуждаете вы, так и сами будете осуждены. Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт хадис-кудси:

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: "За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело"» [Аль-Бухари; Муслим].

В этом хадисе упоминается о четырёх вещах: совершении благого дела, намерении совершить благое дело, совершении дурного дела и намерении совершить дурное дело. Каждое из перечисленных действий имеет определённые последствия, о которых также говорится в хадисе.

Награда за совершённое благое дело увеличивается в десять раз. Всевышний сказал: «Кто совершит доброе деяние, того ждёт десятикратное воздаяние» (6:160).

Однако Всевышний, если пожелает, может увеличить награду за благое дело во много раз. Всё зависит от дела, намерения, времени, места и обстоятельств его совершения, а также от человека, который его совершает.

Например, награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз. Всевышний сказал: «Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе было по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261). Этот аят указывает на то, что награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз.

Есть благие дела, награда за которые может увеличиваться до бесконечности. Всевышний сказал: «Кто даст Аллаху прекрасный заём, тому Он увеличит его многократно» (2:245). Всевышний также сказал: «Поистине, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счёта» (39:10). А в хадисе сказано: «Каждое дело сын Адама совершает для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него» [Аль-Бухари; Муслим].

Награда за благое дело может увеличиваться во много раз, если оно совершается в определённом месте. Например, награда за молитву в мечети аль-Харам соответствует награде за сто тысяч молитв в обычной мечети, а за молитву в мечети Посланника в Медине — награде за тысячу молитв в обычной мечети.

Награда за доброе дело, совершённое в благословенное время, также увеличивается. В хадисе сказано: «'Умра, совершаемая в рамадан, подобна хаджу, совершённому вместе с Пророком [Абу Давуд]. А воздаяние за дурное дело всегда строго соответствует ему, не увеличиваясь. Всевышний сказал: «А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160). А в приведённом ранее хадисе говорится: «...Аллах запишет за ним одно дурное дело».

Воздаяние за дурные дела не увеличивается в несколько раз; однако если оно совершается в благословенное время или в благословенном месте, например, в мечети аль-Харам или в заповедные месяцы, человек берёт на себя большой грех, и наказание за него будет суровее, чем за совершение того же дела в обычных обстоятельствах:

Грех за дурное дело может увеличиваться и из-за высокого положения человека, совершающего его пред Аллахом. Всевышний сказал Своему Пророку: «Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74-75).

Всевышний также сказал, обращаясь к жёнам Пророка:«О жёны Пророка! Мучения той из вас, которая совершит явную мерзость, будут удвоены»(ЗЗ:З0).

Грех, совершённый человеком, который обладает знанием, тяжелее греха любого другого. На увеличение наказания за дурное дело влияют и обстоятельства, в которых оно совершается. Упомянутые ранее слова Пророка «Затем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что Всевышний вознаграждает человека за намерение совершить благое дело, если человек не смог совершить его из-за возникшего на его пути препятствия.

А слова Посланника «...за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что человеку, который задумал совершить дурное дело, но потом отказался от этой мысли из страха перед Всевышним, Он запишет совершение одного благого дела, потому что отказ от ослушания Всевышнего с таким намерением — благое дело. Если же человек отказался от совершения дурного дела не из страха перед Всевышним, а из страха перед кем-то из Его творений или из опасения, что его кто-то увидит, то Аллах не дарует ему такой награды. Некоторые считают даже, что он будет подвергнут наказанию, потому что запрещено бояться творения больше, чем Творца. Если же человек не смог совершить задуманное дурное дело по не зависящим от него обстоятельствам, однако он был решительно намерен совершить его, то его ожидает наказание за его дурное намерение и стремление к ослушанию Аллаха. Вспомним слова Пророка.

«Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, с убийцей всё ясно, но почему же и убитый?!» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» [Аль-Бухари].

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, совершайте благие дела и будьте покорны Всевышнему — и вы спасётесь от того, что может погубить вас в этом мире и в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы спасём Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих» (10:103). А Пророк сказал:

«Кто желает, чтобы Аллах отвечал на его мольбы в трудные времена, пусть чаще обращается к Нему с мольбами в благополучные времена» [Ат-Тирмизи].

Слова Пророка означают, что между Всевышним и человеком, который боится Его, не преступает установленные Им границы и соблюдает Его права в благополучные времена, устанавливается особая связь, и когда с таким человеком случается несчастье, и для него наступают трудные времена, Всевышний посылает ему избавление. Кто боится Аллаха и повинуется Ему в благополучные времена, того Он не оставит в беде.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2- 3). Ад-Даххак ибн Кайс сказал: «Помните об Аллахе в благополучные времена, и Он не забудет о вас в беде, ибо, поистине, Йунус (мир ему) помнил об Аллахе в благополучные времена, и когда он оказался в чреве кита, Всевышний сказал ему: "Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены" (37:143-144). А Фараон был нечестивцем, забывшем об Аллахе, и только перед смертью, уже поняв, что тонет, он воскликнул: "Я уверовал!" Тогда Всевышний Аллах сказал: "Только сейчас! А ведь раньше ты ослушивался и был одним из распространяющих нечестие" (10:91)». Самое тяжкое испытание, которое выпадает на долю человека в этом мире — смерть, а то, что следует за ней, ещё тяжелее, поэтому верующий должен готовиться к смерти и тому, что будет после неё, пока он здоров, запасаясь богобоязненностью и благими делами.

Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18-19).

Кто помнил об Аллахе в благополучные времена и будучи здоровым, и готовился к встрече с Ним, того не забудет Аллах в трудные времена. Всевышний будет с ним, поможет ему, утвердит его в Единобожии и упокоит его снискавшим Его довольство. А кто забыл об Аллахе в период здоровья и благоденствия, и не готовился к встрече с Ним, того забудет Аллах в трудные времена. Всевышний отвернётся от него и не станет помогать ему, когда с ним случится несчастье.

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха для себя и для вас за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный.

Мои братья по вере! Давайте вспомним удивительную историю, произошедшую с богобоязненными людьми, которых Всевышний спас от беды троих людей попавших в пещеру.

Эти трое, попав в беду, не нашли ничего, что могло бы спасти их, кроме своих благих дел. Первый, обращаясь к Всевышнему с мольбой об избавлении, упомянул о своём почтении к родителям и о том, что для него они были важнее семьи и имущества. Второй упомянул о том, что отказался от прелюбодеяния из страха перед Всевышним, хотя имел возможность совершить его. А третий сказал, что честно сохранил у себя плату своего работника и отдал ему её, как только тот пришёл к нему. И после того, как каждый из них обратился к Всевышнему с мольбой, упоминая при этом о своих благих делах, Всевышний избавил их от беды, в которую они попали. Так благие дела становятся причиной спасения от гибели в этом мире и в мире вечном.

Всевышний сказал: «Поистине, Мы поможем Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот День, когда встанут свидетели. В тот День извинения [или оправдания] не помогут. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель» (40:51-52).

Всевышний Аллах погубил врагов посланников— например, народ Нуха и Люта, адитов, самудян, жителей Расса и Мадйана и им подобных, и спас верующих. Ни один верующий не погиб, и ни один неверующий не спасся. Бойтесь же Аллаха, о мусульмане, и соблюдайте свою религию, в которой ваше спасение и счастье в этом мире и в мире вечном, и не оставляйте её, а иначе вы погибнете. Многие люди погрязли в грехах, ослушиваясь Аллаха и совершая запретное. Они будут подвергнуты заслуженному наказанию, и им не спастись.

Так же… не безызвестно, что некоторые родители запрещают своим детям исповедовать религию Аллаха должным образом. Запрещают дочерям одевать хиджаб, ходить в мечеть на занятия, а парням отращивать бороду. Хотелось бы посоветовать таким родителям одуматься, покаяться перед Аллахом и попросить прощения у своих правоверных детей. Аллах принимающий покаяние. Не идите против Аллаха, не запрещайте то, что Аллах сделал обязательным. Неужели вас не страшит участь тех про кого я упомянул ранее. Неужели вы не боитесь быть врагами Аллаха, что может быть хуже оказаться Его врагом. А таким детям я хотел бы пожелать быть стойкими в исламе и укреплять себя, укреплять иман, а для этого нужно брать благие знания. Хотел бы им сказать: не отчаивайтесь в Милости Аллаха, Аллах всегда поддерживает правоверных мусульман. Так же хочу сказать: не надо делать еще больший грех кричать на родителей, ругаться с ними, приводите доводы из Корана и сунны. Вам нечего волноваться, вы выбрали дорогу Аллаха, вы ухватились за самую надежную вервь. И Аллах Наилучший из Помощников и Наилучший из Покровителей.

Так же хотел напомнить мужьям, братьям и сыновьям. С наступлением жары у людей закипает и разум. Как! только люди не приходят в мечеть, уже как в ресторан одеваются или в ночной клуб. Настолько уже мечеть, Дом Аллаха, стал как забегаловка. Давайте тогда в купальниках сюда ходить. И еще люди спорят, доказывая свою правоту. Я вас прошу, ради Аллаха, прежде чем отпустить ваших женщин в мечеть убедитесь, что они идут туда подобающе одетыми. Имейте уважение и страх к Аллаху.

О Аллах! Будь доволен всеми сподвижниками— Абу Бакром, 'Умаром, 'Усманом, 'Али и другими, и их семьями и жёнами.

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам!

О Аллах, облегчи нам дела наши, помоги нам совершить как можно больше благих дел, чтобы осуществились наши мечты, и чтобы наш конец в этом мире был благим!

О Аллах, помоги нам делать добро и отдаляться от всего мерзкого и порицаемого!

О Аллах, не давай Шайтану власти над нами!

О Аллах, прости нам нашу слабость, помоги нам и прости нам наши грехи и проступки!

О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и уходом печалей наших!

О Аллах, помоги нам погасить наши долги и быть воздержанными и нетребовательными!

О Аллах, прости нашим родителям и родителям наших родителей!

О Аллах, помилуй их, спаси и введи в Сады наслаждения!

О Аллах, сделай праведными наших молодых людей и девушек!

О Аллах, прости нам наши прошлые и будущие грехи, тайные и явные.

«Господь наш, не взыщи с нас за то, что мы забыли или ошиблись! Господь наш, и не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель».