• Сура 18 "Пещера" (110 аят)


    «Пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»

    Хадис


    1733. (5027). Передают со слов ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)».

    Статистика Яндекс



    Яндекс.Метрика

Польза знаний и искренность в их получении

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление Пророку Мухаммаду ص, отправленному как милость мирам. Дорогие братья и сестры ас саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракетуху.

Всевышний Аллах велел Своему пророку, просить Его прибавить ему знания: «И говори: "Господь мой, прибавь мне знания”» (Та ха 20:114).

Хафиз Ибн Хаджар сказал: "В этом аяте содержится указание на достоинство знания, ибо Аллах не повелел Своему пророку ص, просить прибавить что-либо, кроме знания! И под «знанием» подразумевается шариатское знание”.

В этом аяте Аллах приказывает делать дуа, прося в нём только знание, а не какие либо другие блага, потому что знание само является величайшим благом для человечества. Имеется в виду знание ниспосланное Аллахом в Коране и разъясненное нам Его рабом и посланником Мухаммадом ص. 1. Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами.

«Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого». (Семейство Имрана, 3:18).

Аллах, хвала Ему, в первую очередь упомянул о Себе, затем назвал своих ангелов, а затем – обладающих знанием, которых Он призвал засвидетельствовать, что Он является единственным Богом. 2. Знание возвышает знающего над другими.

«О те, которые уверовали! Когда вас просят на собраниях сесть пошире, то садитесь пошире, и Аллах одарит вас местом просторным. Когда же вам велят подняться, то поднимайтесь. Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Препирательство, 58:11).

«Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом». (Толпы,39:9).

В своем «Сахихе», Муслим, передает, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил одного из своих наместников: «Кого ты назначил правителем над жителями долины (т.е. Мекки)?». Тот ответил: «Ибн Абзу». ‘Умар, да будет доволен им Аллах, спросил: «А кто такой Ибн Абза?». Он ответил: «Один из наших вольноотпущенников». ‘Умар воскликнул: «И ты поставил своим наместником над ними вольноотпущенника?» На что тот ответил: «Поистине он знает наизусть Книгу Великого и Всемогущего Аллаха и знает наследственное право». Тут ‘Умар сказал: «Разве не говорил вам ваш пророк: «Поистине Аллах с помощью этой Книги (Корана) возвысит одних людей и унизит других!».

Посмотрите же, как знание возвысило одного из бывших рабов до уровня достойнейших и почитаемых арабов, сделав его их руководителем и правителем над ними, которому они покорно подчинились и признали его превосходство и покровительство. 3. Знание – основа богобоязненности.

«27. Неужели ты не видишь, как Аллах ниспосылает с неба воду, посредством которой Мы взращиваем плоды различных цветов. В горах также есть различные тропы – белые, красные и совершенно черные. 28. Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий». (Создатель, 35:28). 4. Предпочтение знания поклонению.

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, ص, сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас». А потом посланник Аллаха, ص, сказал: Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!

Посланник Аллаха, ص, сказал: «Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».

Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными». Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва». 5. Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага.

Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, ص, сказал: "Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. Помните, что, пока не придёт веление Аллаха, тот, кто будет противостоять членам этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веления Аллаха”».

Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, ص, сказал: "Не следует завидовать никому, кроме обладающих двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”».

Передают со слов Сахля бин Са'да, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк, ص, сказал Али: И, клянусь Аллахом, поистине, (если) Аллах через тебя выведет на прямой путь(хотя бы) одного человека, это будет для тебя лучше (обладания) красными верблюдами! 6. О правильном намерении.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ص, сказал: Стремившийся к приобретению (такого) знания, которого (следует искать) ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, только для того, чтобы благодаря (этому знанию) добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания Рая.

Сообщается, что Касир ибн Кайс сказал: «Я сидел вместе с Абу-д-Дардой в Дамасской мечети, когда к нему подошел человек и сказал: «О Абу-д-Дарда! Я пришел к тебе из Медины, города посланника Аллаха, ص чтобы узнать у тебя хадис, который, как мне сообщили, ты рассказываешь со слов пророка, ص». Абу-д-Дарда спросил: «Ты не приехал с целью торговли?». Он ответил: «Нет». Абу-д-Дарда снова спросил: «Тебя не привело сюда что-то иное?». Он ответил: «Нет». Тогда Абу-д-Дарда сказал:

«Поистине, я слышал, как посланник Аллаха, говорил: «Тому, кто вступит на (какой-нибудь) путь, желая (обрести) на нем знание, Аллах облегчит путь в Рай, и поистине ангелы непременно будут возлагать свои крылья на искателя знания, выражая свое удовлетворение тем, что он делает. И поистине прощения для знающего непременно станут просить обитатели небес и земли, и даже киты в воде! (Что же касается) превосходства знающего над поклоняющимися, то оно подобно превосходству луны над прочими небесными светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пороки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел». 7. Знание прежде слов и деяний.

Всевышний Аллах сказал: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. Аллах знает о ваших передвижениях и вашей обители». (Мухаммад, 47:19).

Имам аль-Бухари назвав главу в своем «Сахихе»: "Знание – прежде слов и деяний!”, привел этот аят, а затем сказал: "И начал Аллах со знания!” Ибн аль-Мунийр сказал о словах аль-Бухари: "Он имел в виду, что знание является условием правильности слов и деяний”.

‘Али ибн Абу Талиб говорил: "Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания!”

Ибн аль-Къайим сказал: "Знание – руководитель деяния (аль-‘ильму имамуль-‘амаль), а деяния – последователи знания и ведомые им”. Он также сказал: "Деяния принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют ли они знанию или же противоречат ему. Деяние, которое соответствует знаниям, принимается, а то, которое противоречит им, отвергается”.

Есть только два руководства – знание и страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Рассказ, 28:50).

Всевышний Аллах также сказал: «…Воистину, многие вводят других в заблуждение своими собственными желаниями, безо всякого знания. Воистину, твоему Господу лучше знать преступников». (Скот, 5:119). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!” Сообщается от Абу Умамы, что посланник Аллаха ص, сказал: «Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой».

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Aзиз сказал: "Тот, кто поклоняется Аллаху без знания, приносит больше вреда, чем пользы”. 8. О необходимости брать знания у учёных.

Всевышний Аллах вменил в обязанность общине Мухаммада, ص, при отсутствии знаний обращаться к ученым, сказав: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». (Пчёлы,16:43).

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!». (Женщины, 4:59). Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».

Коран указывает на то, что именно сведущий в чем-либо человек способен сообщить правду об этом, не преувеличивая и не приуменьшая. Поэтому следует спрашивать сведущего человека, а не кого-то иного.

Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет долен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, ص, сказал: «Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая (его людей), но будет Он забирать (это знание), забирая (к Себе) знающих, а когда не оставит Он (ни одного) знающего, люди станут выбирать себе невежественных руководителей, к которым будут обращаться с вопросами, а они будут выносить решения, не обладая знанием, (в результате чего) сами собьются с пути и введут в заблуждение (других). 9. О необходимости передавать знания.

Также посланник Аллаха, ص, сказал: «Кто пришел в мечеть, желая обучиться благому или обучить благому, тому запишется награда человека, совершившего полноценный Хадж». Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, ص, сказал: «После того, как человек умирает, все его дела прекращаются (и он перестает получать награду за них), кроме трех: непрерывной милостыни (садака джария), знания, которыми пользуются люди, или праведных детей, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него».

Необходимо передавать только достоверные знания. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как пророк, ص, сказал: "(Человек) который станет приписывать мне то, чего я не говорил, непременно займёт своё место в огне!”»

О мусульмане! Очень важно брать знания. Очень важно стремиться улучшать свои дела и поклонения. Если вы читаете намаз по транскрипции, то не думайте что вы достигли пика своего развития! Учите арабский. Аллах велел стремиться, велел стараться. Коран это слова Аллаха, и каждая буква Корана достойна того чтобы её правильно читали.

Это не стишки какие то и не скороговорки. А то у некоторых чтение по транскрипции через некоторое время превращается в какую то честушку-скороговорку, аузубиллях!

И не вздумайте говорить, я не смогу, или у меня нет времени, это вообще абсурд, обман шайтана, или же я слишком стар, у нас ходят бабаи которые и в 60 лет научились читать Коран. Я это сказал не к тому, что можно до 60-ти оттянуть. Наоборот, в деле получения знаний нельзя медлить ни минуты, это фард, который на нас возложил Аллах. И мы должны брать знания с искренним намерением приблизится к Нему, к Великому.

А как усилить искренность в приобретении знаний?

Помните, что никто из людей не сможет ни причинить нам вреда, ни принести нам пользы иначе, как с соизволения Аллаха, так не обращайте же на них внимания. Имам ан-Навави сказал: «Путь избавления от рийа (совершения поступков напоказ) – это знание того, что люди в действительности не могут принести ему ни пользы, ни вреда. И пусть он не отвлекается на них, причиняя себе беспокойство, нанося вред своему вероисповеданию и сводя на нет (совершенные им добрые) поступки». Иначе он навлечет на себя гнев Аллаха и лишает себя Его благоволения.

Помните, что Аллах ведает о нас (все), и Он знает о том, что в сердцах. Помните об этом всегда и не переставайте бояться Великого и Всемогущего Аллаха, ведь богобоязненность – это первая и основная причина искренности.

"Равны (перед Ним) те из вас, которые скрывают (свои) мысли и которые выражают (их) вслух, (как равны) скрывающиеся ночью и открыто действующие днем" («Гром», 10).

Помните, что знание зависит от поступков, поступки – от искренности, а искренность приводит к постижению Великого и Всемогущего Аллаха.

Помните, что мы будем спрошены за свое знание, которое может стать свидетелем против нас, и тогда нет нам удела, и нет нам спасения в вечной жизни, если только не искренность.

Аль-Хасан сказал: «Кто приобретал знание ради вечной жизни, тот получит ее, а кто приобретал знание ради земной жизни, то из этого он и получит свой удел».

Знайте братья, если вы своим знанием стремитесь не к Аллаху, то это говорит о том, что ваше сердце мертво. Аль-Хасан сказал: «Наказанием для ученого является умерщвление его сердца». Его спросили: «А что значит умерщвление сердца?». Он ответил: «Стремление к мирским благам делами вечной жизни».

Пусть же Аллах даст нам правильные знания!

Пусть Аллах даст нам терпения, что бы вытерпеть преграды лишения на пути получения знаний!

И пусть Аллах защитит всех нас от лени и нерадивости, которая будет нам препятствовать получать благие знания!